Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
-
Автор темыAlxan
- Всего сообщений: 88
- Зарегистрирован: 19.07.2020
- Откуда: Россия
Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Советская пропаганда и историография убеждали нас, что Октябрь 1917 г. был предопределен всем ходом всемирно-исторического процесса и других вариантов у страны не было. И до сих пор среди отечественных консерваторов, монархистов и коммунистов, а также среди западных левых интеллектуалов доминирует взгляд, что в России могла утвердиться только диктатура – белая или красная, с порога отметаются попытки хотя бы проанализировать шансы и потенциал демократической альтернативы. Да, большевики взяли власть, но это вовсе не значит, что это был неизбежный итог. Был ведь еще и путь февраля 1917 г., который не был реализован до конца и прерван октябрем 1917 г. и разгоном Учредительного собрания в январе 1918 г.
После крушения монархии в феврале 1917 г. движение страны в сторону многопартийности, политических свобод и демократии, которое венчало долгожданное и легитимное Всероссийское учредительное собрание, было вполне закономерно. Оно было подготовлено предшествующими десятилетиями модернизации страны, развитием гражданского общества, приверженностью значительной части интеллигенции идеям демократии и т. д. Этому восходящему потоку противостоял поток нисходящий, достигший апогея в годы Гражданской войны, – на архаизацию, насильственные действия вместо мирных, распыление целых классов, уничтожение и деградацию структур. Именно первый путь должен был стать для страны магистральным. И то, что страна была уведена с него в силу целого ряда причин, вовсе не значит, что он был маловероятен. Сегодня мало кто склонен связывать демократическую альтернативу с партией социалистов-революционеров (ПСР). Она вступила на арену российской политики на рубеже 1901–1902 гг. как преемница и продолжательница идей и традиций старого народничества и прежде всего народовольчества. Ныне в общественном сознании причудливо переплелись советские и постсоветские оценки: эсеры – это революционаристская, террористическая, почвенническая партия, сочетавшая в своей программе социалистические утопии и консервацию патриархальных пережитков, террором разжигавшая накал страстей в обществе, открывшая дорогу большевистскому красному террору, который трактуется как прямое и логическое продолжение эсеровского оппозиционного терроризма (мне представляется, что вовсе не террор был главным в мировоззрении и в практике демократической части эсеров. Террористическая же тактика начала ХХ в. была, на мой взгляд, серьезной ошибкой, навредившей ПСР как массовой социалистической партии). В результате для большинства сегодня эсеры и демократия – это полный оксюморон.
Говорить о реалистичности эсеровской демократической альтернативы в 1917 г. я полагаю допустимым хотя бы потому, что предложенная ПСР программа преобразования страны, где главными пунктами были «социализация земли» и федеративное устройство России, получила поддержку значительной части страны. Именно это позволило ей стать в 1917 г. самой многочисленной и популярной партией в России. Один из лидеров эсеров – Виктор Чернов в 1930-е гг. констатировал: «Эти выборные успехи приходится всецело приписать огромной популярности, которую завоевала эсеровская программа, в особенности же два ее пункта: земельная реформа и требование федеративного переустройства России. Наоборот, источником слабости партии была ее тактика».
Эсеры выиграли выборы в Учредительное собрание, проходившие уже после захвата власти большевиками. ПСР получила 58% голосов (вместе с национальными партиями эсеровской ориентации) или 39,5% без них (по подсчетам историка Льва Протасова). И эта демократическая альтернатива уже начала реализовываться, когда была оборвана разгоном Учредительного собрания, расстрелом демонстраций в Москве и Петрограде в его защиту и разгоревшейся вслед за этим Гражданской войной.
Популярность эсеров не свалилась на них как манна небесная. Успех программы «социализации земли» стал своего рода реваншем за провал народнического хождения в народ в 1874 г. Эсеры смогли извлечь урок из этого неудачного эксперимента своих предшественников, не понимавших ни условий жизни крестьянства, ни его психологии. И то и другое позже было очень серьезно в течение десятилетий изучено народническими экономистами, статистиками, социологами, писателями, и эсеры наладили обратную связь с крестьянством, обкатали свои законопроекты в I и II Госдумах, создали такую модель преобразования страны, которая не только удовлетворяла большинство крестьянства, но и пользовалась большой симпатией и у пролетариата, и у немалой части интеллигенции. Для интеллигенции важно, очевидно, было то обстоятельство, что «свобода мнений и критики» не была столь скована в эсеровской среде, как у более догматичных социал-демократов. По словам Зинаиды Гиппиус, эсеровская партия была им «все-таки ближе всякой другой, особенно марксистской, как более русская, более народная, отрицающая в России «диктатуру пролетариата» и признающая «роль личности в истории». В конце своей жизни социолог с мировым именем Питирим Сорокин так объяснял свой юношеский выбор в пользу эсеров: «В противоположность социал-демократам эсеры претендовали на роль партии всех трудящихся классов – крестьян, рабочих и интеллигенции. <...> Они особо подчеркивали роль творческих идей, волеизъявления, «борьбы за индивидуальность» против «борьбы за существование», значимость неэкономических факторов, детерминирующих социальные процессы и человеческое поведение» . И не случаен успех ученых, испытавших влияние народнических идей, – Николая Кондратьева, Александра Чаянова, Питирима Сорокина, Александра Челинцева и др.
Впрочем, не надо преувеличивать сугубую крестьянскость эсеров. ПСР всегда говорила о «триедином рабочем классе», в который включала трудовое крестьянство, пролетариат и интеллигенцию. И совершенно неверно называть концепцию эсеров, как это часто делается, «крестьянским социализмом»: без мощного индустриального развития, мощного и развитого пролетариата и интеллигенции эсеры не мыслили себе социализма, ведь многие эсеры действительно считали Карла Маркса одним из своих учителей наряду с Петром Лавровым и Николаем Михайловским.
Демократический эсеровский вариант народнической модели переустройства России был одной из первых попыток приспособления традиционных цивилизаций незападного мира к требованиям модернизации, органичного и безболезненного соединения сильных и конструктивных сторон традиционной и технологической цивилизаций, в том числе и максимально безболезненное инкорпорирование крестьянства в модернизируемое общество, преодоления раскола культур в России, попыткой синтезировать нечто единое – хотя, несомненно, эта концепция была в некоторых своих частях утопична. До сих пор доминирует точка зрения, что центральным ядром народнической и эсеровской идеологии был вопрос об «особых путях» развития России. Мне более верным представляется взгляд видного эсеровского публициста Марка Вишняка, который видел «главнейший признак в идеологии народничества» в «признании народа определяющим агентом русской истории, ее правообразующим фактором – в меньшей степени в прошлом, в возрастающей степени в будущем». Не менее важным признаком он считал подчеркивание ценности человеческой личности и создание демократического общественного устройства.
Если задуматься, как в 1917 г. прошел водораздел, разведший по разные стороны баррикад и фронтов Гражданской войны социалистов, – это как раз будет комплекс вопросов о личности, о демократии, о том, «социализм для народа или народ для социализма». Именно в ответе на эти вопросы объединились на практике, с одной стороны, эсеры и часть меньшевиков, с другой – большевики с левыми эсерами, частью максималистов, меньшевиков, анархистов. И здесь уместно напомнить, что помимо демократической была и недемократическая эсеровская альтернатива в лице эсеров-максималистов и левых эсеров, выступивших союзниками большевиков во время октябрьских событий (затем левые эсеры, как известно, поддержали разгон Учредительного собрания и вошли в Совнарком).
Развивая главный тезис немецкого историка Манфреда Хильдермайера, можно действительно утверждать, что широкая популярность и поддержка вкупе с приверженностью большей части партии эсеров идеям демократии и самоуправления давали им реальный шанс стать центром объединения разных политических сил, стать властью, способной к эволюции под давлением жизни и интересов тех классов, чьи интересы она взялась защищать.
Демократическая часть эсерства потенциально способна была это сделать. Ее на это толкали традиции терпимости к инакомыслию, народнического народолюбия, неприятие позиции «власть ради власти», желание прийти к власти демократическим, легитимным путем через всенародные выборы, нежелание разжигать в России костер социальных и политических экспериментов. Это принципиально важно: не рассматривая насилие как инструмент социалистического преобразования общества, демократически настроенные и незашоренные в своей догме эсеры были бы вынуждены эволюционировать под напором жизненных реалий, под напором крестьян, рабочих и интеллигенции, которых они вовсе не были готовы подавлять силой. Именно эти черты у немалой части эсеров и заставили их сделать выбор в пользу народа, который большевики de facto рассматривали как инструмент для достижения социализма. Собственно, это один из важнейших факторов, сделавших большую часть эсеров противниками коммунистической диктатуры, какими они оставались вплоть до своей гибели в конце 1930-х гг.
Эсеры (за исключением эсеров-максималистов и левых эсеров) были приверженцами демократического социализма, активно используя этот термин с 1920-х гг. – европейские социалистические партии заговорят о его ценностях позднее. Волею судеб в России победившая на выборах в Учредительное собрание ПСР на несколько десятилетий раньше европейских социалистов вступила на путь движения к «социальному государству» (один из вариантов которого известен теперь как «шведская модель социализма»), определившего современный облик Европы. А действия эсеров по защите политических свобод и прав, их реальная и энергичная работа по развитию самоуправления, институтов и практики демократии и парламентаризма, по поддержке профсоюзов в защите своих прав перед работодателями в будущем, несомненно, имели бы огромное значение для превращения России в развитое европейское общество. У демократически настроенных эсеров был, на мой взгляд, реальный шанс удержать Россию на путях демократии и парламентаризма – если бы, как справедливо говорила член ЦК ПСР Евгения Ратнер в декабре 1917 г. на IV съезде ПСР, Учредительное собрание было созвано на 2–3 месяца раньше и были начаты аграрные преобразования. Да, Учредительное собрание надо было проводить еще в августе-сентябре 1917 г., несмотря на сопротивление кадетов и части членов ЦК ПСР, цеплявшихся за коалицию. Да, Чернову надо было бунтовать против коалиционной политики ЦК ПСР, раскалывать партию и, опираясь на большинство эсеров, создавать однородное социалистическое правительство еще в сентябре.
И к решению вопроса о земле тоже нужно было приступать как можно скорее, а не откладывать его до созыва Учредительного собрания. Нужно было сильнее давить на союзников для скорейшего заключения мира без аннексий и контрибуций. Был шанс, что получение крестьянами (в том числе в солдатских шинелях) земли хотя бы до некоторой степени успокоит солдат и даст им надежду на скорое выполнение и остальных их требований, в том числе и мира. Это дало бы дополнительные козыри для агитации среди солдат о необходимости удержать фронт. Если бы все это эсеры сделали к началу осени 1917 г., то захват власти большевиками стал бы менее вероятным, а разгон Учредительного собрания – невозможным.
Демократическое развитие России было еще вполне возможно и после захвата власти большевиками, но, став властью, большевики почувствовали ее вкус, воспользовались грубой силой и не дали легитимному волеизъявлению масс проявить себя в полной мере. Вишняк много позже в своих мемуарах констатировал: «Если Октябрь расценивать как легкомысленную или безумную авантюру, ликвидация Учредительного собрания была не чем иным, как предумышленным преступлением». Сохранить и упрочить свой демократический выбор обществу уже не удалось: с разгона Учредительного собрания началась неизбежная эскалация Гражданской войны.
Автор – профессор кафедры истории российской государственности ШАГИ ИОН РАНХиГС, член-учредитель Вольного исторического общества, заместитель председателя Совета НИПЦ «Мемориал»,
Доктор исторических наук Константин Морозов.
После крушения монархии в феврале 1917 г. движение страны в сторону многопартийности, политических свобод и демократии, которое венчало долгожданное и легитимное Всероссийское учредительное собрание, было вполне закономерно. Оно было подготовлено предшествующими десятилетиями модернизации страны, развитием гражданского общества, приверженностью значительной части интеллигенции идеям демократии и т. д. Этому восходящему потоку противостоял поток нисходящий, достигший апогея в годы Гражданской войны, – на архаизацию, насильственные действия вместо мирных, распыление целых классов, уничтожение и деградацию структур. Именно первый путь должен был стать для страны магистральным. И то, что страна была уведена с него в силу целого ряда причин, вовсе не значит, что он был маловероятен. Сегодня мало кто склонен связывать демократическую альтернативу с партией социалистов-революционеров (ПСР). Она вступила на арену российской политики на рубеже 1901–1902 гг. как преемница и продолжательница идей и традиций старого народничества и прежде всего народовольчества. Ныне в общественном сознании причудливо переплелись советские и постсоветские оценки: эсеры – это революционаристская, террористическая, почвенническая партия, сочетавшая в своей программе социалистические утопии и консервацию патриархальных пережитков, террором разжигавшая накал страстей в обществе, открывшая дорогу большевистскому красному террору, который трактуется как прямое и логическое продолжение эсеровского оппозиционного терроризма (мне представляется, что вовсе не террор был главным в мировоззрении и в практике демократической части эсеров. Террористическая же тактика начала ХХ в. была, на мой взгляд, серьезной ошибкой, навредившей ПСР как массовой социалистической партии). В результате для большинства сегодня эсеры и демократия – это полный оксюморон.
Говорить о реалистичности эсеровской демократической альтернативы в 1917 г. я полагаю допустимым хотя бы потому, что предложенная ПСР программа преобразования страны, где главными пунктами были «социализация земли» и федеративное устройство России, получила поддержку значительной части страны. Именно это позволило ей стать в 1917 г. самой многочисленной и популярной партией в России. Один из лидеров эсеров – Виктор Чернов в 1930-е гг. констатировал: «Эти выборные успехи приходится всецело приписать огромной популярности, которую завоевала эсеровская программа, в особенности же два ее пункта: земельная реформа и требование федеративного переустройства России. Наоборот, источником слабости партии была ее тактика».
Эсеры выиграли выборы в Учредительное собрание, проходившие уже после захвата власти большевиками. ПСР получила 58% голосов (вместе с национальными партиями эсеровской ориентации) или 39,5% без них (по подсчетам историка Льва Протасова). И эта демократическая альтернатива уже начала реализовываться, когда была оборвана разгоном Учредительного собрания, расстрелом демонстраций в Москве и Петрограде в его защиту и разгоревшейся вслед за этим Гражданской войной.
Популярность эсеров не свалилась на них как манна небесная. Успех программы «социализации земли» стал своего рода реваншем за провал народнического хождения в народ в 1874 г. Эсеры смогли извлечь урок из этого неудачного эксперимента своих предшественников, не понимавших ни условий жизни крестьянства, ни его психологии. И то и другое позже было очень серьезно в течение десятилетий изучено народническими экономистами, статистиками, социологами, писателями, и эсеры наладили обратную связь с крестьянством, обкатали свои законопроекты в I и II Госдумах, создали такую модель преобразования страны, которая не только удовлетворяла большинство крестьянства, но и пользовалась большой симпатией и у пролетариата, и у немалой части интеллигенции. Для интеллигенции важно, очевидно, было то обстоятельство, что «свобода мнений и критики» не была столь скована в эсеровской среде, как у более догматичных социал-демократов. По словам Зинаиды Гиппиус, эсеровская партия была им «все-таки ближе всякой другой, особенно марксистской, как более русская, более народная, отрицающая в России «диктатуру пролетариата» и признающая «роль личности в истории». В конце своей жизни социолог с мировым именем Питирим Сорокин так объяснял свой юношеский выбор в пользу эсеров: «В противоположность социал-демократам эсеры претендовали на роль партии всех трудящихся классов – крестьян, рабочих и интеллигенции. <...> Они особо подчеркивали роль творческих идей, волеизъявления, «борьбы за индивидуальность» против «борьбы за существование», значимость неэкономических факторов, детерминирующих социальные процессы и человеческое поведение» . И не случаен успех ученых, испытавших влияние народнических идей, – Николая Кондратьева, Александра Чаянова, Питирима Сорокина, Александра Челинцева и др.
Впрочем, не надо преувеличивать сугубую крестьянскость эсеров. ПСР всегда говорила о «триедином рабочем классе», в который включала трудовое крестьянство, пролетариат и интеллигенцию. И совершенно неверно называть концепцию эсеров, как это часто делается, «крестьянским социализмом»: без мощного индустриального развития, мощного и развитого пролетариата и интеллигенции эсеры не мыслили себе социализма, ведь многие эсеры действительно считали Карла Маркса одним из своих учителей наряду с Петром Лавровым и Николаем Михайловским.
Демократический эсеровский вариант народнической модели переустройства России был одной из первых попыток приспособления традиционных цивилизаций незападного мира к требованиям модернизации, органичного и безболезненного соединения сильных и конструктивных сторон традиционной и технологической цивилизаций, в том числе и максимально безболезненное инкорпорирование крестьянства в модернизируемое общество, преодоления раскола культур в России, попыткой синтезировать нечто единое – хотя, несомненно, эта концепция была в некоторых своих частях утопична. До сих пор доминирует точка зрения, что центральным ядром народнической и эсеровской идеологии был вопрос об «особых путях» развития России. Мне более верным представляется взгляд видного эсеровского публициста Марка Вишняка, который видел «главнейший признак в идеологии народничества» в «признании народа определяющим агентом русской истории, ее правообразующим фактором – в меньшей степени в прошлом, в возрастающей степени в будущем». Не менее важным признаком он считал подчеркивание ценности человеческой личности и создание демократического общественного устройства.
Если задуматься, как в 1917 г. прошел водораздел, разведший по разные стороны баррикад и фронтов Гражданской войны социалистов, – это как раз будет комплекс вопросов о личности, о демократии, о том, «социализм для народа или народ для социализма». Именно в ответе на эти вопросы объединились на практике, с одной стороны, эсеры и часть меньшевиков, с другой – большевики с левыми эсерами, частью максималистов, меньшевиков, анархистов. И здесь уместно напомнить, что помимо демократической была и недемократическая эсеровская альтернатива в лице эсеров-максималистов и левых эсеров, выступивших союзниками большевиков во время октябрьских событий (затем левые эсеры, как известно, поддержали разгон Учредительного собрания и вошли в Совнарком).
Развивая главный тезис немецкого историка Манфреда Хильдермайера, можно действительно утверждать, что широкая популярность и поддержка вкупе с приверженностью большей части партии эсеров идеям демократии и самоуправления давали им реальный шанс стать центром объединения разных политических сил, стать властью, способной к эволюции под давлением жизни и интересов тех классов, чьи интересы она взялась защищать.
Демократическая часть эсерства потенциально способна была это сделать. Ее на это толкали традиции терпимости к инакомыслию, народнического народолюбия, неприятие позиции «власть ради власти», желание прийти к власти демократическим, легитимным путем через всенародные выборы, нежелание разжигать в России костер социальных и политических экспериментов. Это принципиально важно: не рассматривая насилие как инструмент социалистического преобразования общества, демократически настроенные и незашоренные в своей догме эсеры были бы вынуждены эволюционировать под напором жизненных реалий, под напором крестьян, рабочих и интеллигенции, которых они вовсе не были готовы подавлять силой. Именно эти черты у немалой части эсеров и заставили их сделать выбор в пользу народа, который большевики de facto рассматривали как инструмент для достижения социализма. Собственно, это один из важнейших факторов, сделавших большую часть эсеров противниками коммунистической диктатуры, какими они оставались вплоть до своей гибели в конце 1930-х гг.
Эсеры (за исключением эсеров-максималистов и левых эсеров) были приверженцами демократического социализма, активно используя этот термин с 1920-х гг. – европейские социалистические партии заговорят о его ценностях позднее. Волею судеб в России победившая на выборах в Учредительное собрание ПСР на несколько десятилетий раньше европейских социалистов вступила на путь движения к «социальному государству» (один из вариантов которого известен теперь как «шведская модель социализма»), определившего современный облик Европы. А действия эсеров по защите политических свобод и прав, их реальная и энергичная работа по развитию самоуправления, институтов и практики демократии и парламентаризма, по поддержке профсоюзов в защите своих прав перед работодателями в будущем, несомненно, имели бы огромное значение для превращения России в развитое европейское общество. У демократически настроенных эсеров был, на мой взгляд, реальный шанс удержать Россию на путях демократии и парламентаризма – если бы, как справедливо говорила член ЦК ПСР Евгения Ратнер в декабре 1917 г. на IV съезде ПСР, Учредительное собрание было созвано на 2–3 месяца раньше и были начаты аграрные преобразования. Да, Учредительное собрание надо было проводить еще в августе-сентябре 1917 г., несмотря на сопротивление кадетов и части членов ЦК ПСР, цеплявшихся за коалицию. Да, Чернову надо было бунтовать против коалиционной политики ЦК ПСР, раскалывать партию и, опираясь на большинство эсеров, создавать однородное социалистическое правительство еще в сентябре.
И к решению вопроса о земле тоже нужно было приступать как можно скорее, а не откладывать его до созыва Учредительного собрания. Нужно было сильнее давить на союзников для скорейшего заключения мира без аннексий и контрибуций. Был шанс, что получение крестьянами (в том числе в солдатских шинелях) земли хотя бы до некоторой степени успокоит солдат и даст им надежду на скорое выполнение и остальных их требований, в том числе и мира. Это дало бы дополнительные козыри для агитации среди солдат о необходимости удержать фронт. Если бы все это эсеры сделали к началу осени 1917 г., то захват власти большевиками стал бы менее вероятным, а разгон Учредительного собрания – невозможным.
Демократическое развитие России было еще вполне возможно и после захвата власти большевиками, но, став властью, большевики почувствовали ее вкус, воспользовались грубой силой и не дали легитимному волеизъявлению масс проявить себя в полной мере. Вишняк много позже в своих мемуарах констатировал: «Если Октябрь расценивать как легкомысленную или безумную авантюру, ликвидация Учредительного собрания была не чем иным, как предумышленным преступлением». Сохранить и упрочить свой демократический выбор обществу уже не удалось: с разгона Учредительного собрания началась неизбежная эскалация Гражданской войны.
Автор – профессор кафедры истории российской государственности ШАГИ ИОН РАНХиГС, член-учредитель Вольного исторического общества, заместитель председателя Совета НИПЦ «Мемориал»,
Доктор исторических наук Константин Морозов.
-
Автор темыAlxan
- Всего сообщений: 88
- Зарегистрирован: 19.07.2020
- Откуда: Россия
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Земля такое же средство производства, что и в промышленности.
В статье "Новая экономическая политика" Троцкий видел локомотивом экономики лёгкую промышленность, по итогам первых пятилеток большевики поставили на тяжёлую промышленность, ПСР - сельское хозяйство. Какое из трёх направлений делало Россию конкурентоспособной в точке бифуркации - очевидно. Вопрос остаётся только в методах проведения реформ.
Вопрос конечно интересный- ПСР гегемоном революции видели сельское население.
Земля такое же средство производства, что и в промышленности.
В статье "Новая экономическая политика" Троцкий видел локомотивом экономики лёгкую промышленность, по итогам первых пятилеток большевики поставили на тяжёлую промышленность, ПСР - сельское хозяйство. Какое из трёх направлений делало Россию конкурентоспособной в точке бифуркации - очевидно. Вопрос остаётся только в методах проведения реформ.
-
Автор темыAlxan
- Всего сообщений: 88
- Зарегистрирован: 19.07.2020
- Откуда: Россия
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Что со всей очевидностью доказано, например, соседней Финляндией.
Принципиально совсем не то, что видел, или декларировал тот или иной вождь, а то что в интересах всего общества страна в той эпохе могла развиваться лишь на основе демократии.Гость: ↑02 ноя 2020, 14:15Вопрос конечно интересный- ПСР гегемоном революции видели сельское население.
Земля такое же средство производства, что и в промышленности.
В статье "Новая экономическая политика" Троцкий видел локомотивом экономики лёгкую промышленность, по итогам первых пятилеток большевики поставили на тяжёлую промышленность, ПСР - сельское хозяйство. Какое из трёх направлений делало Россию конкурентоспособной в точке бифуркации - очевидно. Вопрос остаётся только в методах проведения реформ.
Что со всей очевидностью доказано, например, соседней Финляндией.
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
(Великобритания предоставила кредиты Третьему рейху на сумму свыше 2 млрд долларов. По состоянию на 1943 год сумма прямых американских капиталовложений в германский бизнес превышала 1 млрд долларов.Чарльз Хайэм - Братство бизнеса.)
Странно, но понятие "демократия" применимо только к странам гитлеровской коалиции, в том числе- Финляндия, Великобритания, США.
(Великобритания предоставила кредиты Третьему рейху на сумму свыше 2 млрд долларов. По состоянию на 1943 год сумма прямых американских капиталовложений в германский бизнес превышала 1 млрд долларов.Чарльз Хайэм - Братство бизнеса.)
-
Автор темыAlxan
- Всего сообщений: 88
- Зарегистрирован: 19.07.2020
- Откуда: Россия
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
А все современные развитые страны демократические, и потому в них уровень и качество жизни граждан десятикратно превышает, например, российский с её недоразвитой пост-коммунистической системой правления.
Странны Ваши измышления, в которых кроме коммунячьей лживой пропаганды нет ни капли хоть каких-либо мыслей.Абхазы: ↑02 ноя 2020, 21:53Странно, но понятие "демократия" применимо только к странам гитлеровской коалиции, в том числе- Финляндия, Великобритания, США.
(Великобритания предоставила кредиты Третьему рейху на сумму свыше 2 млрд долларов. По состоянию на 1943 год сумма прямых американских капиталовложений в германский бизнес превышала 1 млрд долларов.Чарльз Хайэм - Братство бизнеса.)
А все современные развитые страны демократические, и потому в них уровень и качество жизни граждан десятикратно превышает, например, российский с её недоразвитой пост-коммунистической системой правления.
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
В Париже бунтуют "жёлтые жилеты" ( представители белого населения), в США - чернокожие, кварталы в развитых демократических странах заселяются по расово этническому принципу. Демократический лагерь исповедует расово-этническую идеологию, а в России по прежнему марксистская - коммуняки и не коммуняки.Alxan: ↑03 ноя 2020, 11:09 Странны Ваши измышления, в которых кроме коммунячьей лживой пропаганды нет ни капли хоть каких-либо мыслей.
А все современные развитые страны демократические, и потому в них уровень и качество жизни граждан десятикратно превышает, например, российский с её недоразвитой пост-коммунистической системой правления.
-
Автор темыAlxan
- Всего сообщений: 88
- Зарегистрирован: 19.07.2020
- Откуда: Россия
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Да, да... Запад загнивает, загнивает... Вот только утопла-то коммунякия, причем повсеместно во всем мире.Абхазы: ↑03 ноя 2020, 12:26В Париже бунтуют "жёлтые жилеты" ( представители белого населения), в США - чернокожие, кварталы в развитых демократических странах заселяются по расово этническому принципу. Демократический лагерь исповедует расово-этническую идеологию, а в России по прежнему марксистская - коммуняки и не коммуняки.Alxan: ↑03 ноя 2020, 11:09 Странны Ваши измышления, в которых кроме коммунячьей лживой пропаганды нет ни капли хоть каких-либо мыслей.
А все современные развитые страны демократические, и потому в них уровень и качество жизни граждан десятикратно превышает, например, российский с её недоразвитой пост-коммунистической системой правления.
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Февральский и октябрьский перевороты финансировались родственником Троцкого Я.Шиффом, а блок троцкистов весьма влиятелен в современной партии демократов США. Т.ч. коммуняки живее всех живых.
-
Автор темыAlxan
- Всего сообщений: 88
- Зарегистрирован: 19.07.2020
- Откуда: Россия
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Поинтересуйтесь каковы цели Ваших кукловодов.
И не убегайте в потусторонние прострации от обсуждаемой темы.
Для буржуазных революций всегда хватает и внутренних источников финансирования, и внутренних заинтересованных политических сил. А Ленин финансировался Германией - это факт.
Но здесь тема о другом:
Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Подобной чушью разводят лохов в каких-то своих конкретных целях подонки кукловоды.
Поинтересуйтесь каковы цели Ваших кукловодов.
И не убегайте в потусторонние прострации от обсуждаемой темы.
Для буржуазных революций всегда хватает и внутренних источников финансирования, и внутренних заинтересованных политических сил. А Ленин финансировался Германией - это факт.
Но здесь тема о другом:
Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
-
- Всего сообщений: 412
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Эко вы хватили! В Германии демократия просуществовала с 1920 года по 1927 год - дальше Германия все больше склонялась к милитаристическому национал-социализму, какая тут демократия. СССР с 1918 года шел путем милитаристского-социализма, то есть ПУШКИ ВМЕСТО МАСЛА!!!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу.
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Вам пора сделать заявку на Нобелевскую премию.
-
- Всего сообщений: 412
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Дорогой АБХАЗЫ вы против того что Монархия укрепляет и поддерживает Власть Буржуазии? Дорогой Абсолютный Монарх выглядит со стороны ЗЕМЕЛЬНЫМ МАГНАТОМ то есть сам является БУРЖУА живущим на ДЕНЬГИ полученные за ОРЕНДУ ПРИНАДЛЕЖАЩЕЙ ЕМУ ЗЕМЛИ!!!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу.
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
Абсолютная монархия орудие буржуазии в её борьбе с феодализмом./Маркс "Гражданская война во Франции"/
-
- Всего сообщений: 412
- Зарегистрирован: 18.10.2019
- Откуда: Moscow
Re: Была ли у России демократическая альтернатива Октябрю
У Маркса довольно часто случались - затмения разума!!! Абсолютная Монархия сама является - КРУПНЕЙШИМ ФЕОДАЛОМ И ВЛАДЕЛА МИЛЛИОНАМИ ДУШ! В какой СТРАНЕ Абсолютизм ликвидировал ЧАСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ? Буржуазии (горожане) нужно было приобрести землю или её арендовать у Монархии, нанять мастеров и сделать из крестьян рабочих - только после этого Буржуа становился - Мануфактуром!
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу.