Новейшее времяВехи морских сражений под Матуа

С 1917 года до нашего времени
Ответить Пред. темаСлед. тема
Автор темы
hobs87
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 28.08.2020
 Вехи морских сражений под Матуа

Сообщение hobs87 »

Накануне 75-летней годовщины окончания Второй Мировой войны хотелось бы немного рассказать об истории одной американской подводной лодки, возможно затонувшей в 1944 году возле российского острова Матуа, входящего в Курильскую гряду Сахалинской области. В то время, если кто не помнит, Япония являлась сателлитом фашистской Германии и оккупировала Маньчжурию на границе с Советским Союзом, а также южную часть острова Сахалин. СССР и США тогда были союзниками по анти-фашистской коалиции и американский флот вел активные боевые действия на море против японцев. Это был вклад вооруженных сил США в победу во Второй Мировой войне и безусловно, участие США помогло советским войскам в освобождении Сахалина от японских агрессоров и понести при этом меньшие потери.

Во время войны для милитаристской Японии Курилы имели стратегическое значение на тихоокеанском театре боевых действий.

Остров Матуа, о котором пойдет ниже речь, можно назвать кладбищем кораблей. На море, в водах вокруг острова, велись активные боевые действия. С 1944 года США осуществляли морскую блокаду острова. Для американского флота это вылилось в потерю двух подводных лодок. Сначала недалеко от острова японским эскортным кораблем «Исигаки» была потоплена американская подводная лодка USS S-44 (SS-155).

Судьба второй американской лодки по-прежнему остается предметом споров исследователей и историков. В июне 1944 года в бухте Двойной целый отряд японских кораблей стал легкой добычей американской подводной лодки USS «Herring» (SS-233), которая в надводном положении выпустила торпеды и попала сразу в два судна. На одном из них на Матуа находился дивизион японских войск, погибло 280 человек, восемь гаубиц утонули.

После этого «Herring», подойдя к острову, была уничтожена огнем японской береговой артиллерии. «По данным американцев, которые использовали сведения из японских газет, подлодка «Herring» была подбита в том бою береговой артиллерией. Позже японцы вышли в море, увидели большое масляное пятно, которое подтверждало факт гибели лодки", - рассказал сахалинский ученый-краевед Игорь Самарин.

В 2017 году в ходе второй экспедиции на остров Матуа Министерства обороны РФ и Русского географического общества на глубине 100-110 метров в удалении 2,8 км от берега был обнаружен подводный объект. После подробного изучения с помощью многолучевого эхолота и создания трехмерного изображения на 99% он был опознан как подводная лодка. Игорь Самарин предположил, что это может быть как раз американская подводная лодка «Herring»(SS-233).

Возможное нахождение американской подлодки возле острова Матуа сподвигло дискуссии и дебаты о необходимости организации научно-практической экспедиции, быть может даже совместной с американскими коллегами. Американские ученые-историки знают гораздо больше об истории самой подводной лодки «Herring» и могли бы, например, развеять туман над произошедшими во время Второй Мировой войны событиями в районе острова Матуа, т.к. согласно другой версии, американской подводной лодке все же удалось скрыться от удара японской артиллерии.

В то же время понимаем, что в настоящее время отношения между Россией и Соединенными Штатами находятся на очень низком уровне. Однако совместная работа с американскими научными кругами по изучению истории Второй Мировой войны может стать той общей платформой для восстановления связей и доверия между странами. Надеемся, что накануне 75-летия окончания Второй Мировой войны россияне и американцы вспомнят историю тех времен об успешном взаимодействии и взаимопонимании наших стран и почтят память павших предков.
За это сообщение автора hobs87 поблагодарил:
Gosha



Аватара пользователя
Gosha
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 334
Зарегистрирован: 18.10.2019
Откуда: Moscow
 Re: Вехи морских сражений под Матуа

Сообщение Gosha »

БАСТИОН МАТУА

Японские военные создавали базы на островах по всему Тихому океану. В каждом океане есть свой таинственный, секретный остров, который будоражит воображение, ставит вопросы, на которые пока нет ответов. В северной части Тихого океана самым таинственным, безусловно, является остров Матуа.

Расположен он в 700 км от Петропавловска-Камчатского. С 1946 года административно входит в Северо-Курильский городской округ Сахалинской области. Его длина – 11 километров, ширина – 6,4 километра. Это остров средней группы Большой гряды Курильских островов. Эти вулканические острова всегда были почти безлюдны. И сегодня нет ни души на Харимкотане, Чиринкотане, Экарме, Шиашкотане, Матуа и Расшуа.

Исконным населением Матуа считаются айны – древнейший народ Японских островов. На их языке остров называется «адской пастью», хотя некоторые ученые не согласны с таким переводом.

История Матуа очень похожа на истории других островов Курильской гряды. К 1736 году местные айны приняли православие и вошли в российское подданство, уплатив откупной ясак камчатским сотникам. Во время гидрографических описаний конца XVIII - начала XIX веков остров имел номерное обозначение в составе Курильской гряды – Двенадцатый. Русская опись 1831 года учла на острове лишь 15 постоянных жителей, хотя тогда в это число включали только взрослых мужчин. В 1875 году Матуа, как и все находившиеся под российской властью Курильские острова, был передан Японии в обмен на признание российских прав на остров Сахалин. Жившие на острове в единственной деревне айны были переселены на южные острова Курильской гряды для ассимиляции, хотя некоторые источники утверждают, что айны жили на острове до начала ХХ века. В 20-х годах на острове была японская деревня Мацуа Мура, жители которой добывали полезные ископаемые.

Отправлено спустя 4 минуты 22 секунды:
Подготовка к войне

После окончания Первой мировой войны, военное руководство Японии сразу же начало подготовку к следующей войне на двух направлениях: на континенте - Китай, Французский Индокитай, и на просторах Тихого океана от Алеутской гряды на севере до Панамского канала на юге, и от Калифорнийского залива на востоке до Андаманского моря на западе. Флот и армия – два главных антогониста в императорской Японии в борьбе за влияние на императора, за направление главного удара в будущей войне. Для успешной войны на необъятном Тихоокеанском театре были необходимы базы для флота, для авиации, топливные и ремонтные базы. Разместить их можно было только на островах.

Японская доктрина ведения войны на рубеже 30-х - 40-х годов предполагала активное использование морской авиации, поэтому на всех оккупированных островах в первую очередь начинали строительство аэродромов. Их были сотни по всему Тихому океану. Матуа очень выгодно отличается географически — он находится практически в центре Курильской гряды и мог принимать эстафету от патрульных самолетов, базировавшихся на Итурупе и передавать ее на Шумшу. То есть, осуществлять полный контроль над всеми Курильскими островами. Строительство аэродрома здесь началось еще в конце 30-х годов. К августу 43-го уже были готовы взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки, ремонтные ангары и комплекс зданий, необходимых для обслуживания с множеством аппаратуры. Кроме этого, остров был нужен в первую очередь как база хранения и база обеспечения безопасности протяженной линии коммуникации, которая проходила от «большой» Японии до островов Парамушир и Шумшу, где стояли большие гарнизоны. Так закончилась спокойная, размеренная жизнь острова Матуа.

К чему иногда приводило стремление построить тайную военно-морскую базу, можно рассказать на одном примере. В конце 20-х - начале 30-х годов в СССР было принято решение о создании собственного китобойного промысла. Для этой цели в США был куплен большой сухогруз «Глен Ридж», водоизмещением 10 500 тонн. Его переделали в китобойную базу и переименовали в «Алеут». В Норвегии были заказаны три китобойца – «Трудфронт», «Энтузиаст», «Авангард». Вся флотилия должна была базироваться на Владивосток. Летом 1932 года флотилия вышла в рейс. Маршрут перегона был долог: Ленинград - Атлантический океан – Панамский канал – Тихий океан - Владивосток. Разумеется, были и остановки на этом маршруте. Вот с такой остановкой и вышел казус.

Пройдя Панамский канал, после захода в Пёрл-Харбор, китобойная флотилия попала в сильный шторм, приближающийся по силе к урагану. Было принято решение укрыться от урагана у островов Бонинского архипелага. Заход был осуществлен на остров Хахашима, в бухту Окиминато. Сначала в эту бухту вошли китобойцы, чуть позже «Алеут». На берегу наши китобои увидели военно-морскую крепость, с береговыми крупнокалиберными орудиями, с укрытиями для подводных лодок, выдолбленными в прибрежных скалах. Полиция и военные высадились на суда, опечатали радиорубки всех судов. Капитану было объявлено, что эта бухта закрыта для посещения (несмотря на то, что в лоции об этом не было ни слова), и его обвинили в шпионаже в пользу США. Спасло наших моряков то, что до прихода военных радист «Алеута» успел сообщить во Владивосток о заходе в бухту Окиминато с целью укрытия от урагана.

Он не просто передал радиограмму, но и получил «квитанцию» о приеме. Вот фотографии радиограммы во Владивосток и «квитанцию» о её приеме и были предъявлены японским военным. Разбирательство было долгим, закончилось оно судом в Йокогаме, где капитан «Алеута» был за что-то оштрафован. Для наших китобоев все обошлось испугом, ведь они случайно раскрыли одну из опорных крепостей Японии на островах Тихого океана, о которой до этого инцидента никто в мире не знал! Японцы специально не вносили изменения в лоцию, чтобы не раскрывать наличие новой военно-морской базы, а тут такое! Эта история изложена в книге советского учёного Бориса Зенковича «Вокруг света за китами».

Такие базы в императорской Японии строили во всех ключевых местах Тихого океана – будущего театра военных действий Второй мировой. На севере Тихого океана нужна была база, с одной стороны, блокирующая угрозу со стороны Алеутских островов, принадлежащих США, с другой – создающая угрозу советской Камчатке. Для такой универсальной базы был выбран остров средней группы Большой гряды Курильских островов Матуа. Он должен был выполнять функции опорной точки Японии на севере Тихого океана. На Матуа построили первоклассный по тем временам аэродром, батареи крупнокалиберной артиллерии, системы ДОТов и ДЗОТов, связанных между собой подземными переходами. Весь гарнизон находился под землей. На острове не было только одного – военно-морской базы. Но это было связано с тем, что её физически негде было построить. Был только пирс для разгрузки приходящих на остров судов.

Тихая, богом забытая жизнь на острове кончилась в одночасье. Японские военные инженеры – люди весьма опытные в постройке фортификационных сооружений. Википедия утверждает, что там есть подскальное укрытие для подводных лодок, но несколько совместных экспедиций Министерства обороны и Русского географического общества такого укрытия не нашли. Зато они нашли немало другого.

На острове есть аэродром с функциями базирования гидросамолетов. Его взлетно-посадочная полоса (ВПП) шириной 80 метров имеет бетонно-асфальтовое покрытие. Она выполнена в виде буквы Г, что позволяет осуществлять взлет при разных направлениях ветра. Одна ВПП имеет длину 1200 метров, другая – 800. некоторые исследователи утверждают, что ВПП обогревалась теплыми термальными водами, но несколько экспедиций Министерства обороны следов этой системы пока не нашли. На этот аэродром базировались и крупные летающие лодки, проводящие разведку в северной части Тихого океана. Для их выхода на сушу (полосу аэродрома) был сделан специальный спуск.

Весь остров по периметру покрыт долговременными огневыми точками – ДОТами, оборудован стрелковыми точками, командными и дальномерными постами. «Мертвых зон», где теоретически можно было бы укрыться от огня японцев, на острове не было. Последняя совместная экспедиция насчитала 76 ДОТов.

Но сами исследователи говорят, что эта цифра не итоговая. Надо понимать, что каждый ДОТ – это миниатюрная крепость с небольшим гарнизоном, способная к длительной автономной обороне. Любопытная деталь. Внутренности ДОТов отделывались смесью цемента с морской капустой. Такой необычный состав служил утеплителем. Кстати, на Матуа есть единственный ДОТ, не связанный подземными коммуникациями с системой обороны острова. Почему и для чего он был сделан, информации нет. Наши военные, служившие на Матуа после войны, называли его «ДОТом смертников». Остров вулканический, но на направлениях, где возможна высадка десанта с моря, имеются несколько линий окопов. Практически по всему периметру обороны на острове шла узкоколейная железная дорога. Береговые батареи были укомплектованы орудиями калибра 152 мм и 76 мм. На острове есть сопка Круглая, она почти правильной формы, высотой 125 метров и 500 метров в диаметре. Некоторые исследователи говорят об искусственном происхождении сопки. Фактом остается то, что вся сопка изрезана подземными коммуникациями.

Отправлено спустя 2 минуты 59 секунд:
Аналогичная вулканическая сопка на острове Иводзима имела 45 подземных этажей. Сколько подземных этажей имела сопка на Матуа, доподлинно неизвестно. Её начали раскапывать только две последние экспедиции.

Единственное, чего не было на Матуа, это условий для базирования военных кораблей. Кроме пирса, были 4 слипа – бетонные спуски с рельсами, уходящие в море на 50 метров. Они предназначались для вытягивания на берег катеров с грузами.

На Матуа располагался 41 смешанный пехотный полк. Уже после войны, командующий северной группировкой войск Японии на островах Шумшу и Парамушир генерал Фусаки рассказал, что гарнизон Матуа ему не подчинялся. Все приказы на Матуа поступали из японской ставки на острове Хоккайдо. Это говорит о каком-то особом статусе острова Матуа.

Отправлено спустя 5 минут 43 секунды:
Изображение
Один из ДОТов - вид изнутри.

Изображение
Крытый ход сообщений.

Изображение
Спуск в подземную казарму для гарнизона УРа.

Отправлено спустя 2 минуты 44 секунды:
Война

Основными противниками японцев на Матуа во время войны были американцы. Они прекрасно понимали значение острова и аэродрома. Вообще, это была игра «в долгую».

Началось с того, что японская эскадра, атаковавшая Перл-Харбор, для маскировки, выйдя из японских баз, пошла на север, в сторону Курильских островов. Это было началом игры нервов между двумя противниками. В 1942 году японская эскадра захватила два острова Алеутской гряды – Кыска и Атту. Была даже эвакуирована база Датч-Харбор. Это было единственное вторжение на территорию США в ХХ веке! И хотя операцию проводил японский ВМФ, базы на островах играли важную роль. После того, как американцы вернули статус-кво, начались активные действия против баз японцев на севере Тихого океана. Достаточно сказать, что над Матуа было сбито 50 американских самолетов, а ВПП аэродрома приходилось постоянно восстанавливать после налетов американцев. Кстати, в этих авианалетах проявилась одна из тайн Матуа. Бомбы падали в основном на взлетно-посадочные полосы и такие объекты, как склады ГСМ, другие же сооружения щадились. Бомбили Курильские острова летчики 28 группы дальних бомбардировщиков, которая располагалась на Аляске. Происходило это с апреля 1944 до августа 1945 года, пока СССР не объявил Японии войну. Использовались в основном самолеты Б-24 и Б-25.

Изображение
Американский бомбардировщик B-24

На море, в водах вокруг острова, борьба велась тоже не на шутку. С 1944 года ВМС США осуществляли морскую блокаду острова. Для американцев это вылилось в потерю двух подводных лодок. Сначала недалеко от острова японским эскортным кораблем «Исигаки» была потоплена американская подводная лодка USS S-44 (SS-155). Случай гибели второй американской лодки по-своему уникален. USS «Herring» (SS-233), потопила суда «Хибуки Мару», «Иваки Мару» и эскортник «Исигаки» в 70 милях к западу от острова. После этого «Herring», подойдя к острову, всплыла и была уничтожена огнем японской береговой артиллерии. Это единственный случай в американском ВМФ во Второй мировой войне, когда американская подводная лодка была потоплена огнем береговой артиллерии! В 2017 году «Herring» был обнаружен экспедицией Министерства обороны России на глубине 110 метров и обследован с борта спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов».

Отправлено спустя 5 минут 48 секунд:
Изображение
USS «Herring» (SS-233)

Гарнизон острова, и самое главное, количество вооружений на острове, менялось с ходом войны. Максимально он составлял 7,5 тысячи, включая артиллерию и даже танки! В августе 1945 года гарнизон численностью 3795 человек капитулировал без единого выстрела. Командир 41 полка полковник Уэда сдал остров советскому командованию. Матуа перешел Советскому Союзу.

После войны

Изображение
Первоначально, советский и японский гарнизоны были на Матуа вместе, потом японцев вывезли на родину. На Матуа остался небольшой гарнизон: пограничники и радиолокационная станция ПВО страны. Предварительно получив приказ о капитуляции, японцы предприняли ряд действий, тайну которых до сих пор пытаются разгадать современные исследователи. Советские военные находились на Матуа до 1991 года.

С Матуа связан один любопытный дипломатический эпизод. После войны, Президент США Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США один из островов Курильской гряды – остров Матуа. Подоплека понятна – Матуа один из немногих островов с аэродромом. Трумэн в своем письме не скрывал, что намерен построить на Матуа военно-морскую базу. Тогда лидер СССР то ли в шутку, то ли всерьез согласился обменять Матуа на один из островов Алеутской гряды. Вопрос закрылся сам собой.

Тайны Матуа

В 70-х годах ХХ века трое пограничников попытались исследовать подземные коммуникации острова. Вероятно, произошло обрушение потерны, где находились пограничники. На поверхность они не вышли. Как водится, был издан приказ о запрете личному составу спускаться в подземелье. Задумываться о вопросах и версиях, о том, что же происходило на острове, стали уже в XXI веке. Экспедиции на остров начались с 2003 года. Сначала это были энтузиасты-краеведы. Начиная с 2016 года, эти экспедиции организует Министерство обороны (МО) России совместно с Русским географическим обществом. Мы попробуем сформулировать основные вопросы и, по возможности, дать на них ответы.

1. Появилось много публикаций о том, что на острове находилась лаборатория печально известного отряда 731.

Экспедиция МО имела в своем составе военных химиков и бактериологов. Никаких признаков наличия этих вооружений, или их производства пока не выявлено. Вопрос можно было бы закрыть, во время исследований были найдены образцы стеклянной лабораторной посуды - колбы, пузырьки. Для чего это находилось на острове – пока загадка.

2. На острове найдено большое количество ржавых бочек из-под топлива с немецкой маркировкой времен войны.

Некоторые бочки были целые, с горючим времен Третьего Рейха. На бочках было выбито (в переводе): «Горючее Вермахта. 200 литров». Далее шла дата – от 1939 до 1945 годов. Возникла версия, что Матуа была базой, куда заходили немецкие подводные лодки. Участники экспедиции – моряки Тихоокеанского флота -исследовали весь остров и не нашли место, куда могла бы пришвартоваться подводная лодка. По поводу наличия большого количества немецких бочек еще есть предположение. Сразу после войны для снабжения Советской армии поступило много бочек с топливом, вывезенным из Германии. Возможно, какая-то часть была привезена на Матуа для обеспечения службы пограничников и поста ПВО.

3. Самая главная загадка. Остров был буквально нашпигован тяжелой военной техникой. Во время капитуляции и сдачи гарнизона в наличии было только личное стрелковое оружие. Куда исчезло все остальное?

Экспедиция МО проверила даже такую экзотическую версию о том, что тяжелая техника была сброшена в жерло вулкана. Как бы странно это не выглядело, но вверх по конусу вулкана проложена дорога, на которой до сих пор видны следы гусеничной техники. Что возилось по ней – непонятно. В 2017 году доехать на грузовике до вершины не получилось. Есть информация, что часть военной техники, включая полевые орудия и танки, были вывезены в Японию для усиления южного направления в 1944-1945 годах. Но эта информация не объясняет полное отсутствие тяжелой техники на острове. На Матуа были найдены только паровой каток для утрамбовывания взлетно-посадочной полосы аэродрома, остатки нескольких прожекторных установок и военных грузовиков. И всё. Куда исчезла остальная техника - неизвестно.

4. Одна из самых интересных находок, которая может со временем много объяснить. На острове найден высоковольтный (!) кабель на склоне вулкана Сарычева.

Неподалеку расположены остатки старой дороги к жерлу вулкана. На склоне были найдены несколько обрушившихся входов в подземные коммуникации. Что находилось на склонах вулкана, для чего нужен был высоковольтный кабель питания – неясно.

5. Все входы в подземные сооружения взорваны.

Экспедиция находит вход. Проходит 50-100 метров и натыкается на завал, образовавшийся от подрыва. Для чего японцы перед капитуляцией заблокировали все входы в подземные коммуникации? Есть версия, что таким образом они законсервировали свою базу.

6. После вывода российского гарнизона в 1991 году, ПВО страны не раз засекали японские военные самолеты вблизи острова.

Для чего совершались эти полеты? Матуа не входит в число островов, суверенитет над которыми Япония оспаривает у России.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever: :thank_you:
Ещё смайлики…